Вы здесь: ГлавнаяПсихологияЖизнь7 очевидных и не очень уроков войны

7 очевидных и не очень уроков войны

7 очевидных и не очень уроков войны

Год назад казалось, что этот день никогда не придет. На временном расстоянии 24 февраля 2023 лежало где-то за пределами этой вселенной. Не то чтобы не верилось, что полномасштабная война продлится целый год (или дольше?), просто горизонт планирования сузился до микрозаданий типа пережить этот обстрел, эту ночь, продержать следующий день или неделю, а потом еще одну, а потом еще. В темноте прошлого года жизнь измерялась короткими промежутками между воздушными тревогами и подпитывалась надеждой, что следующее утро для тебя все-таки наступит.

Кто-то держался за излишне оптимистичные «две-три недели, и все закончится» (надеюсь, что глубина разочарования не засосала тех людей во тьму уныния). Кто-то стискивал зубы и решительно греб из одного дня в другой, шаг за шагом, минута за минутой, понемногу, не загадывая вперед, не рисуя себе в воображении обнадеживающих картинок или каких-то «визий на победу».

Мы отчаивались, теряли веру, обессиливались, донатили на ВСУ, кормили уличных животных, которые еще вчера были чьими-то домашними любимцами, ночевали в подвалах и в коридорах, сидели без света, воды и интернета, цепенели от страха, стрессовали, теряли аппетит, заедали конфетами каждый ужасный день обстрелов, седели, обнимали друзей и учились жить посреди войны.

Мы стали старше на целую войну. И мудрее на войну тоже. Война действительно научила нас многих новых вещей, но не все из тех знаний и уроков хочется унести с собой и дальше. Приобретенный нами навык на слух различать «прилет» и отработку ПВО или названия всех тех смертоносных машин, ракет и дронов, которыми российские преступники пытаются уничтожить как можно больше людей — что делать с этим? Какой стороной прикладывать эти знания к мирной жизни, когда она наступит?

И все же кое-что из знаний, осознаний и навыков полномасштабной войны можно и нужно забрать с собой, потому что эти уроки стоят слишком дорого, чтобы легкомысленно разбрасываться ими.

Уроки войны

Урок 1 — может произойти что угодно

В жизни может произойти что угодно. Хотя бы потому, что произошла сама война, этот цивилизационный атавизм, которому, казалось, уже не место в 21 веке! Можно упаковать хоть десять тревожных рюкзаков, набить полный амбар запасов, павербанков и теплых одеял, понимать головой, что войны не избежать, но все равно верить, до последнего мгновения верить и надеяться, что великой, разрушительной, изнурительной войны ну просто не может быть, потому что… ну, не может, и все!

Но война пришла в наш дом, хотели мы этого или нет, готовились к ней или успокаивали себя, верили или возражали, жили войной с 2014 года или «устали» от нее. И если уж в этом сплошь диджитализованном, космическом и технологическом мире возможна настолько дикая и злобная вещь, как война, что уже говорить обо всем остальном?

Этот урок, пожалуй, дается тяжелее всего. Ибо вы больше не можете легкомысленно отмахнуться: «Голод? Разбитый ракетой дом? Убита вся семья? Десять семейств? Сто? Целый город? Геноцид? Эпидемии? Выживание на грани? Пытки? Технологический откат на десять, пятьдесят, сто лет? Да ну, не может такого быть!»

Но почему не может? Если произошла война, значит, может произойти что угодно, включая ядерный взрыв. Нет больше никакого предохранителя, который бы обеспечил вам спасение от самых страшных преступлений и темных времен. И у вас больше нет роскоши успокаивать себя тем, что сам факт жизни в 21-м веке каким-то чудом гарантирует лишь приятные плюшки цивилизации и космические открытия.

Урок 2 — нужно быть готовыми ко всему

Поскольку может произойти что угодно, нужно быть готовыми ко всему. А в идеале иметь продуманный план дальнейших действий. Это война, и то, что сегодня в вашем городе работают кофейни, продают цветы и пекут свежий хлеб, к сожалению, не защищает вас от неприятностей войны и не гарантирует, что завтра будут кофе, цветы и хлеб. Все может измениться в секунду.

Поэтому нужно быть готовыми и морально, и физически к быстрому бегству, к эвакуации, к выезду за границу, к боевым действиям в городе, к блекауту, к потере дома, к потере имущества, готовыми кооперироваться с родными, друзьями, соседями, не стесняться проговаривать с ними планы действий на случай, если с вами что-нибудь произойдет, знать свои пароли от почты, онлайн-банка, коды карточек, обменяться ими с самыми доверенными людьми. Уметь разводить костер, знать, где в вашем городе бюветы с питьевой водой, где работают гуманитарные пункты, уметь оказывать первую помощь или хотя бы иметь базовое представление, чего делать точно не следует.

Да, мы всегда верим в лучшее, мы держим кулачки, чтобы беда обошла стороной нас и наших близких, но нужно всегда иметь план Б. На всякий случай. Всегда.

Урок 3 — никогда ничего не откладывайте на завтра или на потом

Потому что потом может и не наступить. Это в мирные времена можно позволить себе полениться сегодня пойти в магазин на закупки или в аптеку за лекарствами, пообещать себе завтра заказать домой питьевую воду или перезвонить подруге, договориться о встрече или просто выйти подышать воздухом на улицу. На войне не существует опции «потом» — и чем быстрее вы осознаете это и возьмете за новое правило жизни, тем меньше поводов для сожаления будет.

Урок 4 — мы больше никогда не вернемся в 23 февраля

И с этим нужно смириться, это нужно принять и жить дальше. Да, жизнь разделилась на «до» и «после». До воя сирен, бомбардировок мирных городов, обстрелов, пыток, оккупации, братских могил и после. До бомб, сброшенных на театр в Мариуполе и после. До иранского дрона, попавшего в центр города столицы, и после. До Бахмута, Херсона, Рубежного, Изюма, Энергодара и после. Но это не значит, что впереди только бедность и безысходность, война и мрак.

Когда-то украинское небо снова заполнится жужжанием пассажирских лайнеров, а над головой будут жужжать только те дроны, которые снимают красивые свадьбы или детские праздники. А слово «прилет» вернется к своему первоначальному значению на табло аэропорта и больше не будет означать воронки на месте детской площадки или руины на месте целого подъезда с живыми людьми. Будет много хорошего, будет и немало плохого, но не такого плохого как сейчас. Дальше что-то обязательно будет, но так как было — никогда, как бы этого хотелось больше всего на свете.

Урок 5 — война уничтожает память, поэтому очень важно ее сохранить

Речь не только о разграбленных оккупантами музеях и музейных фондах, уничтоженных памятниках или разграбленных, разбитых ракетами библиотеках, сожженных книгах, разбитых церквях. Важно хранить и родственную память тоже: фотографии, архивы, документы. Это, казалось бы, очевидно, тем более на войне — оцифрованные кипы домашних фотоальбомов и бумаг ничем не отягощают тревожный рюкзак и до старости будут храниться в диджитал-облачке как вариант на случай, если оригиналы будут потеряны, уничтожены, потеряны или где-то забыты.

И хотя полномасштабная война длится уже целый год, многим людям почему-то кажется, что продумать варианты на случай «если что-нибудь произойдет» — это то же самое, что призвать на свой дом беду и то самое «что-то» в виде пожара, ракеты, снаряда или обломков дрона.

Если вы до сих пор не сделали цифровые копии семейных бумажных сокровищ, не сфотографировали, скажем, бабушкины свадебные, мамины детские или папины студенческие фото, просто возьмите наконец и сделайте это.

Урок 6 — людям нужны люди

На войне одиночество и отсутствие близких по крови или духу людей страшнее ракет. Война оставляет мало шансов на выживание как дословно, так и метафорически. Поэтому сейчас еще сильнее ценятся люди, старые друзья и новые знакомые, те настоящие люди, на которых можно положиться, которые помогают, поддерживают, которые рядом, даже если они далеко, дружба с которыми стала действительно бесценным сокровищем.

Урок 7 — мы действительно очень сильные

Очень. Даже когда мы не выгребаем, даже когда нам кажется, что мы делаем мало, нужно больше, а больше нет ни сил, ни рвения, когда мы устали, когда ничего не удается, когда тьма войны высасывает все силы и оставляет нас беспомощными посреди разбитого пути без указаний, куда двигаться дальше.

Нам страшно, нам больно, мы теряем веру в себя, но мы здесь, мы пережили первый год полномасштабной войны, мы держимся, мы донатим, читаем страшные новости, чувствуем себя уставшими, беспомощными, ничтожно маленькими в этой мути исторических и эпохальных событий, но мы заботимся о детях и котах, о родителях и друзьях, печем хлеб, работаем между отключениями света, справляемся или не справляемся, держимся «своих», мы идем медленно, иногда настолько незаметно, что кажется, будто замерли на месте, но даже очень медленное движение – это движение вперед.

Перевод для www.garmoniazhizni.com

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

двенадцать − три =

Scroll To Top
error: not copy